Попробуйте с ребенком сочинить сказку

Оглавление

Цель, задачи гипотезы исследования

1.Введение. Актуальность

2.Сто же такое сказка?

2.1 Сказка-игра воображения

2.2 Присказки

3. Построение сказки

3.1 Алгоритм построения сказки

4. Примеры сказок

5. вывод

 

Цель исследования: Научиться сочинять сказки

Задачи исследования:

1) Узнать, нужна ли человеку сказка

2) Попробуем составить схему сочинения сказки (алгоритм)

3) Научиться делать выводы. Проанализировать чем понравилась или не понравилась сказка.

Гипотеза

1. Для того чтобы получилась сказка, необходимо вначале выбрать главного героя

2. Для того чтобы получилась сказка, необходимо вначале выбрать тему (мораль)

3. Сказка начинается с присказки.

 

Что же такое сказка? « Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил» .

С.И Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

 

Насколько я помню, не один ребенок не разу не задавал мне такой вопрос : «что такое сказка?». Это произошло потому, что само слово и понятие «сказка» приходит очень рано, вместе со словом « Мама», «Папа», «Баба», «Деда»

1.Как начинается сказка?

Мать, поднимая с кроватки плачущее дитя, вдруг спрашивает: «Где киска?»

«Киска! Иди к нам!» Ребенок замолкает, удивленно прислушивается и Мама повторяет:

« Котик - Мяу! Мяу! Мягкий, пушистый!». Вот и начало новой сказки, а слушателю-то всего два месяца. Эти сказки, колыбельные уже помогают маленькому человечку бороться с его проблемами – включается сознание, ребенок слушает родную речь, пытается понять значение слов. Здесь наверно и начинается человек- работа воображения настолько его поглощает, что он забывает о физических неудобствах. Потому что, человек прежде всего существо духовное. Так и растем со сказками не спит- сказка про Ваньку-Встаньку, не ест –сказка про Белочку –Неелочку. Вспоминаю как шли мы с Алиной в детский сад, были большие сугробы, идти было тяжело, мы еще несли сумки- одежду в садик и я чертежи на работу. Но с нами шел еще и воображаемый Пятачок! Аля держала его за ручку и уговаривала «Там сугроб пройдем, и я тебя на ручки возьму!». А я спрашивала «Не хочет идти? Ой, какой капризный!» Мы весело преодолели снежные препятствия и расстались в чудесном настроении.

И это первый самый главный вывод о пользе сказки - в трудный момент сказка включает у ребенка воображение, которое моделирует упрощенную жизненную ситуацию.

А как же тогда игра?

И здесь как бы сам собой напрашивается вывод- сказка и игра понятия тождественные. Детеныши животных тоже играют. Но сказка – это игра воображения. В настоящее время, наблюдая за некоторыми современными детьми, я с тревогой замечаю, что они почти перестали играть. Вот сидят двое- перед ними сорванные цветочки, палочки, гвоздики. Они увлеченно беседуют, жестикулируют, говорят на разные голоса, В общем, игра в разгаре. Подходят другие, видят это завидуют, прогоняют их но игра не получается - перед ними на земле какой-то мусор, А те двое опять счастливы – уже возле лужи. И наверное от нас взрослых зависит прежде всего, что будет видеть ребенок в жизни- детали будущего робота или мусор, море с рыбами и крокодилами или грязную лужу?

Попробуем составить алгоритм написания сказки.

1 Сказка начинается с присказки.

Что же такое присказка?

«Род зачина или концовки в народной сказке. Это еще присказка, а сказка будет впереди. Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем-нибудь выражение.»

С.И Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

 

Конечно, в народных сказках мы встречаем такие присказки как

« На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел -горюч камень алатырь »

« На поле – поляне, на высоком кургане,….»

« Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами…..»

« Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли..»

« В некотором царстве, в некотором государстве..»

« Жил- был…»

Да, наверно неплохое начало. Ну, раз «жил-был», значит несомненно нужен

Главный герой. Лучше конечно выбрать яркого необычного персонажа.

Например такой как Карлосон- маленький человечек с пропеллером на спине,

Чебурашка -непонятный зверек с большими ушами.( здесь очень уместно применять метод наводящих вопросов)

Сказка начинается с главного героя - Кто он?

Выбрав главного героя, необходимо ответить на вопрос- Какой он?

И такой необязательный вопрос из предыстории –А откуда он взялся?

Чебурашка -из ящика с апельсинами, Карлосон с крыши прилетел.

А вот Буратино вообще из полена сделали! Разве таких забудешь?

Здесь необходимо дать определение понятий:

Мышь-маленькая, серенькая, живет в норке.

И умозаключение: Если маленькая то не Мышь, а Мышка, если живет в норке, то Норушка. Опять же если бы была большая и неприятная, то

Мышь-Норушь, а так получается ласково - Мышка-Норушка

 

И за этим конечно же следует уже и начало сюжета - Что он делает?

 

Здесь имеет место мысленный эксперимент. Героя ставим в затруднительное положение, похожее на проблему, близкую ребенку. И герой начинает эту проблему преодолевать.

В сказке ребенок впервые сталкивается с парадоксами:

Вот происходит совершенно невероятный, удивительный случай, иногда противоречащий здравому смыслу. Получается любое волшебство- парадокс.

И здесь сказка строит мощную психологическую защиту ребенку- готовность воспринять любое событие в реальной жизни, даже самое невероятное.

(И такое маленькое открытие выходит что , сказку можно написать одним предложением н-р:

Мышонок беленький, в красных штанишках, вылез из травы и стал себе домик из тыквы делать!)

 

И наконец кульминация Что случилось с главным героем?

Кульминация- точка наивысшего напряжения развития событий, здесь и основная мысль сказки, ее главная мораль.

Итог или вывод. Чего добился главный герой?

Если герой совершил добрый, правильный поступок он должен быть

вознагражден, а зло неминуемо должно быть наказано!

Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.

« Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало.»

« Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!»

« Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»

« Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок»

« Что посеешь, то пожнешь»

« Горька работа, да хлеб сладок»

«В ком правды нет, в том добра мало»

И так алгоритм:

Предоставим Вашему вниманию сочиненные нами сказки.

1. Сказка рождается в игре.

Глазоглаз.

(Главный герой, предыстория)

Пока Аля была в школе, Мама сшила ей необычную игрушку из своей старой норковой шапки. Папа сказал, что шапка стала похожа на крысу. Мама взяла и сшила крысу. Тело его было из меха, лапки лысенькие из драпа, такая я же лысенькая голова, а глаза были из больших металлических пуговиц. Конечно же большие растопыренные уши и длинный хвост из кожи. Получив подарок, Аля удивилась и сказала:

«Какой-то Глазоглаз!» и поставила его к своим красавицам куклам Барби.

(сюжет)

Барби тут же обступили крыса. «Ой, девочки, смотрите какой страшный!», «Не говори, так, Лиза, ну просто не красивый!»

«Я некрасивый?» - удивился Глазоглаз. «А у вас есть, что-нибудь погрызть?» «Если будешь слушаться, мы тебе дадим сухарик».

Крыс согласился, а они посадили его на стул, закрутили ему на бигуди челочку, накрасили ему тушью ресницы, подарили цветастые штанишки. Побрызгали духами «Маленькая фея». Посмотрели на свою работу: «Все равно некрасивый! Но ладно, так как-то все же лучше». А крыс получил в подарок леденец и сухарик. Но вскоре все увидели, что Глазоглаз оказался просто хулиганом. Барби готовились к показу моделей, нашили себе новые наряды, сделали красивые прически. А крыс только всем мешал, все спрашивал: «Скоро начнется? А леденцы будут выдавать?» То пудру рассыплет, то платье какое-нибудь испачкает. Начался долгожданный праздник. И Барби-диктор говорит:

«Вот перед вами Элиза. Она представляет вечернее синее платье. Посмотрите какой большой воротник расшитый золотом. Какие пышные рукава! Глазоглаз, перестаньте строить рожи! Выйдите из зрительного зала! А вот перед вами Кристина, она демонстрирует красный прогулочный костюм, посмотрите как подобрана сумочка, какие бусы, какая шляпка!

(кульминация)

А вот перед вами….неизвестная Барби в вечернем белом платье (немного толстая). Шляпа с широкими полями, надвинута на глаза. Ой, девочки! Нос - то какой длинный, наверно поэтому шляпка на глаза. О, ужас - из под платья торчит хвост. Крыс, покиньте подиум! Повторяю, Крыс, покиньте подиум!» Глазоглаз побежал, сломал каблук, упал. Барби поймали его и поют:

Он! Он! спутал мои ленты!

Он! Он! съел мои конфеты!

Он! Он! сгрыз краешек картины!

Он! Он! слепил все пластилины!

Мы его накажем! Мы его привяжем!

В зоопарк сдадим!

Он! Он! Сломал мой карандашик!

Он! Он! Склеил мой кармашек!

Он! Он! Съел у торта розы!

Он! Он! Вазу сбил с мимозой!

Мы его растили! Мы его кормили!

Пусть в углу стоит!

 

(итог. Чего добился главный герой?)

«Дайте сушку. Тогда буду в углу стоять» - плачет Глазоглаз.

Ребенок делает выводы по сказке:

• Смешно, весело

• Смешной, глупый выдумщик

• Надо чтобы в жизни так не поступали

 

Возможно, взрослому эта сказка покажется бесполезной, глупой и не несущей какой-то особенной морали. Но детям она нравится. Во-первых все дети любят озоровать и баловаться, но и дома и в детском коллективе необходимо вести себя тихо. А этот глупый выдумщик хулиганит и постоянно попадает в нелепые ситуации, за что его наказывают.

Но он все равно не унывает. Много в этой сказке придумала Алина,

Как и имя главного героя- Глазоглаз.

 

2.Сказка сочиненная по картинкам (рисуем, вырезаем, раскрашиваем)

Сказка про некрасивую девочку.

Жила-была девочка, она была очень некрасивой, да и Мама девочки была тоже не очень.( Вырезаем из бумаги девочку и Маму рисуем им лица и раскрашиваем.) Раз пошла девочка гулять и встретила очень красивую белую лошадь. (рисуем и вырезаем из бумаги лошадь) Лошадь спросила «Ты почему, такая грустная, давай я тебя покатаю» И катая девочку лошадь рассказала ей, что она потому такая красивая , что ест овсяную кашу и

Подарила девочке коробку каши. Девочка обрадовалась и побежала домой.

Дома они с мамой стали каждый день варить и есть овсяную кашу, и стали красивые.(переворачиваем вырезанные силуэты и рисуем красивые веселые лица)

Аля делает выводы по сказке:

• Нужно есть кашу, чтобы быть красивой.

• Так быстро не получается быть красивой, кашу надо есть каждый день.

• Лошадь очень добрая.

• Красота это здоровье и хорошее настроение.

• Злой человек, хмурый и кажется некрасивым.

• Каша «Геркулес» стала моей любимой кашей.

 

Эта сказка уже задана по теме и несет в себе определенную цель- научиться

Есть овсяную кашу.

 

3. Сказка основанная на наблюдениях

Бывая с Алиной на природе часто спрашиваем « На что похож вон тот пенек?», « На что похож вон тот сугроб?» И воображение тут же рисует картинки - сугроб похож на белого медвежонка, а пенек на кабана, роющего носом землю.

Эту сказку Алина полностью сочинила самостоятельно

Аля и Папа в лесу.

Пошли Аля с Папой в лес погулять и заблудились. Идут они вперед, а

вокруг одни сосны. Впереди большие сосны, сбоку маленькие.

На больших соснах сидят большие черные птицы. Смотрят сверху на

Папу и Алю и смеются «Аа-ха-ха , Аа-ха-ха!» Пошли туда, где маленькие

сосны. Аля села на пенек: «Устала, не могу дальше идти». Вдруг откуда

ни возьмись рыжая-прерыжая красавица Лиса в шляпке. Шляпка у нее из

веточек с пером. (Но вместо пера листик).

«Здравствуй, Лиса!»

«Мне некогда, некогда!»

«А куда же ты спешишь?»

Ничего не ответила, убежала. Наверно за зайчиком. А вот и он в кустах прячется.

Беленький такой, с серыми пятнами и с длинным пушистым хвостом. Увидел Алю

с Папой и к ним идет. Улыбается и «Мяу – Мяу» говорит.

«Это же наш Пушок! Как хорошо, что мы его на турбазу взяли!» - радуется Аля.

«Пойдемте скорей на ужин!» - говорит Пушок и побежал к дороге, а за ним Аля верхом на

Папе поехала.

Выводы

• Сказка как и игра помогает ребенку создать упрощенную модель действительности, найти выход из трудной ситуации

• Через сказку мы внушаем ребенку принципы морали, заложенные в нашем обществе, вырабатываем определенную линию поведения.

• Сказка развивает у ребенка воображение, помогает сформировать у ребенка свой внутренний мир, где царит добро, красота и гармония. Этот внутренний мир поможет ребенку в дальнейшей жизни противостоять всевозможному злу.

• В сказке волшебство- легкий путь к намеченной цели. Ребенок осознает, что в действительности так не бывает. Значит где-то надо смириться с действительностью, а где- то добиваться всего своим трудом.

• В настоящее время человек достиг больших высот в науке, технике. Можно быть вообще высокоинтеллектуальным экземпляром, но не это делает нас людьми. Нужно помогать живому существу попавшему в беду, не обижать слабых и маленьких. Ведь именно этому учат сказки, в сказках все живые существа имеют душу. И пока большинство из нас сознает это –мы люди.

 

Литература

1. С.И Ожегов Н.Ю Шведова «Толковый словарь Русского языка»

2. В.И. Даль «Пословицы русского народа»Изд-во ЭКСМО-Пресс 1999г

3. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Издательский дом Федоров. Издательство «Учебная литература.

Бесплатный хостинг uCoz