Министерство образования и науки Самарской области

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия «Гармония» городского округа Отрадный Самарской области

Как летает ракета? 

Школьная научно-практическая конференция

 Выполнил: ученик 4 класса А

муниципального общеобразовательного

учреждения гимназии «Гармония» городского округа Отрадный Самарской области

Денисов Никита

 Научный руководитель: учитель

начальных классов

Фролова С.Н.

 ОТРАДНЫЙ 2010

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………….3

Глава I. История возникновения ракет………………………………………..5

Глава II. Принцип реактивного движения ракет……………………………..7

Заключение ……………………………………………………………………11

Список используемых источников…………………………………………..13

 Введение

«Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ

передвижения в космосе, - приму и его… Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса.»

К.Э. Циолковский

Актуальность. Среди великих технических и научных достижений ХХ столетия одно из первых мест принадлежит ракетам и теории реактивного движения. Ракетная техника становится сейчас очень важной и быстро растущей отраслью промышленности. Развитие теории полёта реактивных аппаратов – одна из насущных проблем современного научно-технического развития.

Человек уже очень давно начал проявлять интерес к звездам, космосу, другим планетам. Что так манит людей ввысь? Почему они стремятся в космос? Что их притягивает? Я думаю – тайна познания всего необычного, загадочного, неизведанного. Человек хочет больше узнать о вселенной, о других галактиках, хочет исследовать другие планеты, и надеется отыскать там жизнь.

Для того, чтобы сбылась мечта о межпланетных перелетах, трудились многие ученые, изобретатели. Ведь для этого необходимы не обычные средства передвижения: такие, как воздушный шар, самолет или вертолет, которые движутся за счет потока воздуха. В космосе воздуха нет, поэтому были изобретены специальные летательные аппараты – ракеты. Вот они-то и заинтересовали меня. Что такое ракета? Почему она такой, а не другой формы? Какая сила поднимает ракету вверх? На все эти и другие вопросы я постараюсь ответить в своём исследовании.

Объект исследования – реактивное движение.

Предмет исследования – ракета.

Цель работы – выяснить, как устроена ракета, и какая сила поднимает её вверх.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о ракетах и реактивном движении.

2. Узнать, кто положил начало полётам ракет в космос.

3. Изучить строение ракеты.

4. В ходе эксперимента выяснить, какая сила поднимает ракету вверх.

5. Обобщить полученные данные.

Гипотеза: ракета – это летательный аппарат, который может двигаться в безвоздушном пространстве космоса. Но что за газ со страшной силой вырывается наружу и толкает ракету вверх? Может быть, это специально разработанное учёными топливо для ракет.

Методы исследования:

- анализ источников информации;

- проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных.

Исследовательская работа состоит из введения, основной части,  которая включает в себя две главы, заключения и списка используемой литературы.

 Глава I. История возникновения ракет.

Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово – уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено – длинная, обтекаемая, с острым носом. Но сейчас не так уж много детей видели настоящее веретено, зато все знают, как выглядит ракета. Теперь, наверное, нужно поступать так: «Дети! Знаете, как выглядит веретено? Как маленькая ракета!»

Форма ракеты связана только с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Его молекулы стукаются о корпус и тормозят полёт. Для того, чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой.

Проведём эксперимент. Возьмём зонт и раскроем его. Проведём по воздуху открытым зонтом – воздух замедляет его движение. Если же сложить зонт и провести опять по воздуху в горизонтальном направлении уже закрытым зонтом, то его движение происходит легче и ускоряется.

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

 

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. Для того, чтобы

выйти из этой колыбели и начать шагать в космическом пространстве, и нужны ракеты. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

 

Циолковский родился в 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. В десятилетнем возрасте он заболел скарлатиной и потерял слух. Мальчик не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно. В 1879 г., сдав экзамены экстерном, он стал учителем арифметики и геометрии и был назначен в Боровское уездное училище Калужской губернии. В 1892 году Циолковский переезжает в Калугу. Здесь он преподаёт физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящает научной работе. Не имея средств на покупку приборов, он все модели и приспособления для опытов делает собственными руками.

Никто в то время ещё не знал, что в Калуге сделаны величайшие открытия в теории движения ракет (ракетодинамика). Циолковским впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В последующем он разработал теорию многоступенчатых ракет, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и вычислил, сколько необходимо топлива для преодоления ракетой сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Вывод по главе I: Слово «ракета» означает «маленькое веретено». Её форма гладкая и обтекаемая, для того, чтобы уменьшить воздушное сопротивление в полёте. Константин Эдуардович Циолковский – признанный основоположник теории межпланетных сообщений, его называют отцом космонавтики. Он трудился над созданием ракет, позволяющих преодолеть земное притяжение и выйти в открытый космос.

 Глава II. Принцип реактивного движения ракет.

Почему так трудно полететь в космос? Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. Самолёты и вертолёты при взлёте опираются на воздух. Воздушный шар поднимается в небо, потому что он лёгкий и воздух выталкивает его вверх. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Всё, что ей нужно для полёта, у неё с собой. Какая же сила поднимает ракету?

Эта сила называется реактивной.

Чтобы понять, что такое реактивное движение, проведем эксперимент.

Для этого нам понадобятся:

  • Воздушный шарик
  • Соломинка
  • Зажим
  • Скотч
  • 3-4 м ниток
  1. Надуем шарик и закроем его с помощью зажима.
  2. Прикрепим соломинку на шарик с помощью скотча.
  3. Натянем нитку между двумя стульями, предварительно продев нитку через соломинку, зафиксированную на шарике.
  4. Уберём зажим. Воздух выходит, и шарик перемещается по всей длине нитки.

Какая сила движет шарик? Сила сжатого воздуха. Его молекулы, вылетают через отверстие в шарике, и, согласно третьему закону Ньютона, который гласит, что действие равно противодействию, толкают сам шар в обратную сторону. На этом же принципе работают и реактивные двигатели.

Ракета – это летательный аппарат, который движется в результате выбрасывания горячих газов, создаваемых реактивным  двигателем. Энергия для движения ракеты получается при сгорании двух химических компонентов: горючее и окислитель, которые вместе образуют ракетное

топливо.

 

Реактивный двигатель устроен очень просто. В нём есть специальная камера, в которой сгорает топливо. При сгорании оно превращается в раскалённый газ. А из этой камеры есть только один выход - сопло, его направляют назад, в сторону, противоположную движению. Раскалённому газу тесно в маленькой камере, и он с огромной скоростью вырывается через сопло. Стремясь поскорее выбраться наружу, он со страшной силой отталкивается от ракеты. А поскольку ракету ничто не держит, то она и летит туда, куда её толкает газ: вперёд. Есть ли вокруг воздух, нет ли воздуха - для полёта совсем не важно.

То, что её поднимает, создаёт она сама. Только газу нужно энергично отталкивался от ракеты, чтобы силы его толчков хватило на подъём.

    Ракеты выводят в космос искусственные спутники Земли, космические корабли, орбитальные станции, автоматические межпланетные станции, доставляют в космос различные грузы. Поэтому их часто называют ракетами-носителями. Современные ракеты-носители могут весить до 3 000 тонн! Это много? Очень много! Грузовик, например, весит "всего" 5 тонн.

 

Говорят, что ракета летит на реактивной тяге. Хотя, возможно, правильнее было бы сказать, что она летит на реактивном толкании. Ведь что такое тяга? Всем понятно, что такое лошадиная тяга: лошадь за собой тянет телегу. И лошадь, и телега едут в одну сторону. А у ракеты не так: то, что её заставляет лететь вперёд, само летит назад. Но если повнимательнее присмотреться к лошади, то можно и там увидеть действие реактивной "тяги". Ведь лошадь упирается ногами в планету Земля! Она толкает Землю назад, поэтому сама движется вперёд! Но наша планета по сравнению с лошадью и её телегой очень велика, поэтому от таких толчков она не особо сдвигается с места. Но факт остаётся фактом: для того, чтобы двигаться вперёд, нужно от чего-то отталкиваться. То, от чего ракета будет отталкиваться, она берёт с собой. Именно поэтому на ракетах можно летать в безвоздушном космическом пространстве.

Многие ракеты состоят из нескольких меньших ракет, которые ещё К.Э. Циолковский назвал ракетными ступенями. При запуске в космос они работают последовательно. Сначала весь «ракетный поезд» везет первая ступень. Когда в ней израсходуется все топливо, она отделяется от ракеты и падает на Землю, сгорая в плотных слоях атмосферы, тут же включаются двигатель второй ступени. Он продолжает разгон оставшихся частей ракеты, масса которых теперь значительно уменьшилась. Затем отбрасывается и вторая ступень. Эстафета передается последней, третьей ступени, которая несет полезный груз – автоматическую станцию или космический корабль - и достигает нужной космической скорости. Такое расположение ступеней позволяет не везти бесполезный груз, например, пустые топливные баки.

Первая в мире космическая ракета была построена в нашей стране. Она была запущена 4 октября 1957 года и вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли.  Спутники предназначены для изучения Солнца, звезд, планет и самой Земли.

В 1961 году Россия поразила мир, запустив в космос ракету с первым человеком на борту – Юрием Гагариным, который во время своего космического полета совершил один оборот вокруг Земли.

 Вывод по главе II: Ракета – это летательный аппарат, который движется в результате выбрасывания горячих газов, создаваемых реактивным  двигателем. Энергия для движения ракеты получается при сгорании двух химических компонентов: горючее и окислитель, образующих ракетное топливо. При сгорании оно превращается в раскалённый газ, который со страшной силой вырывается наружу через сопло и толкает ракету вверх.

 Заключение

Современная наука располагает множеством знаний о космосе. Тем не менее, у ученых появляются все новые и новые вопросы. Так бывает - ведь процесс познания бесконечен. Наука в ближайшем будущем преподнесет человечеству ещё много сюрпризов и сделает ещё немало мировых открытий. Для того, чтобы разгадывать загадки вселенной, нужна новая совершенная техника. И она постоянно появляется. То, что когда-то считалось фантастикой, для нас стало реальностью. Ещё совсем недавно люди могли видеть звезды только в «зрительную трубу» - оптический телескоп. Сейчас есть радиотелескопы, а изучение космоса ведётся и с помощью космических кораблей. В распоряжении ученых – межпланетные космические станции, орбитальные телескопы, космические обсерватории… И я не сомневаюсь, что в будущем на самых близких к нам планетах – на Луне и Марсе – возникнут космические базы. Может быть, кому-нибудь из нас доведётся отправиться туда и продолжить разгадывать тайны звездного неба.

В своём исследовании я постарался ответить на вопросы: Что такое ракета? Почему она такой, а не другой формы? Какая сила поднимает ракету вверх?

Объектом исследования было реактивное движение.

Предметом  исследования – ракета.

Цель работы – выяснить, как устроена ракета, и какая сила поднимает её вверх.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы я узнал, кто является родоначальником ракетостроения, было проведено изучение строение ракеты, в ходе эксперимента выяснилось, какая сила поднимает ракету вверх.

Исследование полностью подтверждает гипотезу, что ракета – это летательный аппарат, который движется в результате выбрасывания горячих газов, создаваемых реактивным (ракетным) двигателем. Энергия для движения ракеты получается при сгорании двух химических компонентов: горючее и окислитель, которые вместе образуют ракетное топливо. При сгорании оно превращается в раскалённый газ, который со страшной силой вырывается наружу через сопло и толкает ракету вверх.

Будущее человечества связано с покорением просторов Вселенной. «Вселенная принадлежит человеку!» - говорил К.Э. Циолковский. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической технике в России и других странах. После своего первого в мире триумфального полёта в космос Ю.А. Гагарин сказал: «Для нас, космонавтов, пророческие слова Циолковского об освоении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперед».

Список используемых источников.

  1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. 365 рассказов об удивительных открытиях./ Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 224 с.
    1. Бендер Л./ перевод с английского Коротковой О.А. Детская краткая энциклопедия НАУКА. – М.: Издательство «Слово», 1994. – 159 с.
    2. Житомирский С.В., Порцевский К.А., Шимановский В.Г., Широнина Е.В. Астрономия и космос./ Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
    3. Ликум А./ перевод Кашинская Е. А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 1. – М.: Изд. Компания «Ключ-С», Филологическое общество «Слово», 1995. – 511 с.
      1. Ликум А./ перевод Кашинская Е. А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 3. – М.: Изд. Компания «Ключ -С», Филологическое общество «Слово», 1995. – 542 с.
      2. Ола Ф. и др./ первод с французского Овчинниковой Д.А. Занимательный опыты и эксперименты. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 128 с.
    4. Покидаева Т. (перевод). Большая детская энциклопедия. – М.: «Махаон», 2006. – 336 с.
      1. http://techlabs.by/img/img/181031.jpg
      2. http://www.by-time.ru/blod/iblock/031/object_1.1202814252.66955.midi.jpg
      3. http://s15.radikal.ru/i189/0910/65/6e09dbcd10f5.jpg

             Отрадненское управление министерства образования и науки

                                           Самарской области.                                      

Окружная научно-исследовательская конференция младших школьников

                                         «Юный исследователь» 

 Секция: гуманитарная

Отделение: литературоведение

                                 Книга в жизни человека                  

                                                                            Выполнила: Костыркина Олеся,

                                                                                              ученица 4 класса МОУ

                                                                                              гимназия «Гармония»

                                                                                                             Г. Отрадный

 

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             Фролова Светлана Николаевна,

                                                                              учитель начальных классов.

  Муниципальное образовательное учреждение гимназия «Гармония»

                          городского округа Отрадный Самарской области

                                            «Образовательный центр»

 

 

                                                             2010 год

                                              Содержание.

 

Введение:                                                                                                   Страница  

Глава 1. « История книги».                                                                             2

1.1.         Когда появилась первая книга.                                                   2

1.2.         Это интересно.                                                                              6

1.3.         О пользе чтения.                                                                           6

1.4.         Русский фольклор.                                                                        7

 

Глава 2. Экспериментальное исследование.                                                 8  

          2.1. Анкетирование.                                                                                8

Выводы.                                                                                                           13

Заключение.                                                                                                    13  

Список литературы.                                                                                      13

Приложение.

                       1. Презентация.                                                                                                          

                       2. Сборник тренировочных упражнений.                                                           

    

 1.     Введение.

   В современном мире всё меньше и меньше школьники стали уделять внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, игрушками на сотовых телефонах и другими подобными интересами. Эти приспособления отнимают все свободное время ребят.

   Тихо и почти незаметно чтение перестает быть любимым занятием населения и безусловной национальной ценностью! Число людей в России, не читающих книг, увеличилось с 23% (1994г.) до 36% (2005); в свободное время только 33% людей заняты чтением; число людей, не прочитавших за последние три месяца 2006г. ни одной книги - 45%; каждый десятый россиянин не читает газет. Как говорится, комментарии излишни.

 

    Тема исследования «Книга в жизни человека» была выбрана  не случайно. Посещая библиотеку и книжный магазин у меня сложилось впечатление, как мало школьников интересуются литературой. Не чтение –  «болезнь» современных школьников.

 

  Цель  исследования – выяснить, что такое книга и какое место отведено книге в жизни человека.         

 Я себе поставила задачи:

- узнать, как  и когда появилась первая книга.

- используя книги, энциклопедии, Интернет расширить свой кругозор,       ознакомиться с   высказываниями о чтении известных людей.

- провести анкетирование и опрос одноклассников, чтобы узнать:

   а) является ли чтение любимым занятием;

  б) что нравится им читать;

  в) какова цель чтения.

- привлечь интерес одноклассников к литературе, дать понять, что чтение – это увлекательно, познавательно и любопытно.

 

   Гипотеза: книга уже несколько веков выполняет огромную познавательную, воспитательную и развлекательную функцию.

                         

                    Глава 1. История книги.

 

1.1.        КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ПЕРВАЯ КНИГА?

 

  Человеку понадобилось много времени, чтобы изготовить нечто напоминающее современную книгу. Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы изготовляли глиняные таблички. С помощью заостренных палочек они выдавливали на еще сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности обжигали в печах. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Такой набор табличек, или «страниц», и можно приблизительно считать книгой.

Вот так выглядела клинопись.

 Древние египтяне изготавливали что-то вроде грубой бумаги из тростника, который назывался папирусом. Плоские листы изготавливались вручную, после чего бледно-желтые листы склеивались в длинные полосы, которые затем наматывались на цилиндры из дерева или кости. При помощи чернил из водного раствора сажи египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Поскольку на свитках писать было не слишком-то удобно, иногда записи делались на отдельных листах. Затем эти листы увязывались вместе, составляя что-то вроде книги.

А это сохранившийся папирус.

 

К середине XV века папирус был вытеснен пергаментом. Его делали из кожи овец и коз, а самый тонкий получали из телячьей кожи. На одной стороне писали текст, затем нарезали листы одного размера и скрепляли их с помощью кожаных ремней.

 Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Четыре куска пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа. Затем их вкладывали один в другой: в сумме получалось 8 листов, или одна секция. Готовые секции отправляли писцу. Он писал текст. Писец разъединял листы и работал над каждой страницей отдельно. Пергамент был достаточно плотен, чтобы писать с двух сторон. Затем законченные секции отправлялись к переплетчику. Он сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки. Концы бечевок продевались через отверстия в дереве, чтобы скрепить секцию и обложку. Затем на деревянные обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались и бережно хранились. Большинство книг в средние века были написаны на латинском языке.

  Основателем книгопечатания в России является Иван ФЕДОРОВ. В 1564 году в Москве совместно с П.Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее создал во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 гг. издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).

Книги интересны не только по содержанию. Существуют издания разного формата, формы, цвета и даже состава.

Например…

 …вот книга, которую можно удержать лишь подушечками пальцев.

 А эта похожа на теннисный мячик и сделана из того же материала.

Книжка-раскладушка.

 Деревянная книжка с необычной, выпуклой обложкой.

 Издаются книги и с таким оформлением.

 Санкт-Петербурге есть даже скульптура в виде книги. На ней высечены строки Пушкина "Люблю тебя, Петра творенье…»  

 1.2 ЭТО ИНТЕРЕСНО.

  О чтении существует множество любопытных фактов.

Чтобы получить необходимую информацию, мы часто прибегаем к помощи энциклопедии. Это слово впервые появилось в Греции и означало «инструкции на все случаи жизни».

  А когда появилась первая библиотека, наверное, знают немногие. Так вот, она возникла 8000 лет назад!

  Что такое словарь, известно каждому. Это книга, в которой приведены слова с объяснением их значения, обычно в алфавитном порядке. Там же может быть информация о произношении, истории слова или особенностях его употребления. Достаточно странно, но прошли столетия, прежде чем возникла идея создания такой книги. Впервые, когда было употреблено слово «словарь», оно использовалось в его латинской форме, что означает «собрание слов». Это произошло около 1225 года.

Ну и ну!

 При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

 Уровень понимания при обычном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

 В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.

 Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро – 2-4 остановки.

 1.3 О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ.

 К сожалению, в наше время дети очень редко берут в руки книги. А между тем давно доказано, что умение мыслить развивается двумя путями: математикой и чтением классической литературы. Так что все взаимосвязано и неделимо.

  Еще великий писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать».

  Вольтер, французский писатель и философ-просветитель, высказывался о чтении следующим образом: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». И еще: «Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит, вновь увидеть старого друга».

  Великий русский пианист, композитор, дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн: «Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов».

  «Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» — Шарль Луи Монтескье, французский просветитель, правовед, философ.

  Но не только люди прошлых столе

Бесплатный хостинг uCoz